Аутизм


Аутизм
(греч. autos - сам)
   — патологическое состояние психики, проявляющееся в нарушении контактов с людьми, в уходе от реальности в мир внутренних переживаний, где мышление теряет непосредственную связь с внешними обстоятельствами, не организуется произвольно, а определяется субъективными аффективными тенденциями (т.н. аутистическое мышление). В менее выраженной форме А. может проявляться в норме как индивидуальные особенности личности (аутистические черты).
   Термин "А." введён в 1912 швейцарским психиатром Э. Блейлером. Детский А. как клинический синдром впервые выделен Л. Каннером в 1943.
   А. встречается по крайней мере у 4-6 детей из 10 тысяч; у мальчиков - в 4-5 раз чаще, чем у девочек. А. является биологически обусловленным особым типом нарушения психического развития. В современной психологии А. определяется как первазивное нарушение - охватывающее все области психики ребёнка; его последствия выходят далеко за рамки детского возраста.
   Осн. признаки: выраженные трудности установления эмоционального контакта и взаимодействия с другими людьми; сопротивление переменам и собственное стереотипное поведение; парадоксальные реакции и сверхочарованность определёнными впечатлениями; проблемы переноса навыков; одноплановость мышления. Трудности речевого развития проявляются в контексте общих проблем коммуникации. Для детей с А. характерны мутизм (отсутствие речи при возможности случайного произнесения отдельных слов или фраз), эхолалия (немедленное или отставленное повторение сказанного), перестановка местоимений ("ты", "он" вместо "я"), речь штампами, необычная интонация, темп, ритм. Признаки А. у ребёнка становятся очевидны до 2,5 лет и наиболее чётко выражаются в 3-5 лет. В это время активно формируются защитные установки, на первый план выступают страхи, негативизм, ожесточённая аутостимуляция, возможны агрессия и самоагрессия (см. Агрессивное поведение). Наблюдается искажение, асинхрония развития психических функций (В.В. Лебединский, 1985).
   Дискутируется вопрос о возможностях когнитивного развития ребёнка (см. Когнитивная психология) с А., т.к. во мн. случаях такие дети отличаются хорошим интеллектуальным потенциалом, блестящей памятью, парциальной (частичной) одарённостью, чаще в невербальной области, однако при обследовании св. 2/3 из них показывают результаты значительно ниже нормы, проявляют характерные трудности переработки информации. Дети, наиболее успешные в интеллектуальном развитии, также демонстрируют особый когнитивный стиль, могут проявлять социальную наивность, незрелость.
   Большое значение имеет раннее выявление А., координация усилий семьи, врача, психолога и педагога, направленные на постепенную социализацию ребёнка, организацию его воспитания и обучения в детском саду, школе.
   (Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21-22)
   — остояние психики, характерихующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
   (Глоссарий современного образования. - Харьков, 1998. С. 18)
   — болезненное состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отгороженностью от внешнего мира, погружением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реальное - с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм), не реагирует на речь окружающих.
   (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 336-337)
   — "преобладание внутренней жизни", отгороженности от окружающих, погружение человека в мир собственных переживаний. Определяется группой необычных симптомов, проявляется в нескольких сферах жизни, возникает до трех лет. После кажущегося нормального развития ребенка может наступить резкое ухудшение. Физическое развитие обычно нормальное, наблюдается нарушение познавательных способностей, сенсорного восприятия, ребенок часто склонен к длительному повторению одного и того же движения. Речь может отсутствовать полностью или очень запаздывать, дети неосознанно повторяют услышанные слова и фразы. Такие дети плохо приспосабливаются к окружающей обстановке.
   (Руклинская И.Н., Петрова О.Ф., Сопова Е.В. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Кемерово, 2001. С. 64-65)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Синонимы:

Смотреть что такое "Аутизм" в других словарях:

  • аутизм — Термин, введенный Блейлером для обозначения формы мышления, характеризующейся ослаблением или потерей контакта с реальной действительностью, отсутствием стремления к общению и чрезмерным фантазированием. Глубокий аутизм, согласно Блейлеру,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АУТИЗМ — [< гр. autos сам] болезненное состояние, характеризующееся психической замкнутостью индивида (ИНДИВИД); образ жизни, при котором человек погружен в мир личных переживаний; самоизоляция, отстраненность от внешнего мира; ЭГОЦЕНТРИЗМ. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АУТИЗМ — (от греч. autos – сам) жизненная установка, при которой все преломляется через призму собственного Я; при этом мечтательность преобладает над активным отношением к внешнему миру; причиной аутизма являются чрезмерно чувствительная психика или… …   Философская энциклопедия

  • АУТИЗМ — (от греч. autos сам), понятие для обозначения психопатологического состояния, сводящегося к погружению личности в собственные внутренние переживания, начинающие вырабатываться и управляться по своеобразным законам с ослаблением воздействия… …   Большая медицинская энциклопедия

  • АУТИЗМ — (от греч. autos сам) состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира …   Большой Энциклопедический словарь

  • Аутизм — (от греч. auto сам) понятие, введенное Э. Блейлером и обозначающее крайнее нарушение контактов шизофреника и его уход от реальности в мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления оказывается нарушенной в силу его… …   Психологический словарь

  • АУТИЗМ — (греч. autos сам) у человека 1) жизненная установка и не всегда осознаваемый поведенческий принцип. В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило, преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются… …   Новейший философский словарь

  • аутизм — сущ., кол во синонимов: 4 • некоммуникабельность (7) • необщительность (14) • …   Словарь синонимов

  • АУТИЗМ — (от греч. autos сам) англ. autism; нем. Autismus. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира; иногда считается симптомом шизофрении. Antinazi. Энциклопедия социологии,… …   Энциклопедия социологии

  • аутизм — — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация EN autism …   Справочник технического переводчика

  • Аутизм — (от греческого autos сам), состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, утратой контакта с действительностью и интереса к реальности, отсутствием стремления к общению, скудостью эмоциональных проявлений. Чаще… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Аутизм» >>